Детский аппетит и нарушения пищевого поведения
Аппетит – это эмоциональное побуждение к приему пищи с заранее предвкушаемым удовольствием от предстоящей еды. Еда с аппетитом, с удовольствием улучшает переваривание и усвоение пищи.
Рационально организованное кормление ребенка способствует нормальному становлению его аппетита, развитию вкусовых ощущений, активной заинтересованности в еде. Формирование пищевого поведения, изменения пищевого рациона, происходящие на каждом возрастном этапе, а также их паталогическое искажение во многом зависят от внешних условий среды, в том числе воспитания.
Следует помнить, что закладываемые в раннем возрасте пищевые привычки, предпочтения, и стиль пищевого поведения с высокой долей вероятности сохранятся в более старшем и взрослом возрасте.
Если состояние ребенка на втором и третьем году жизни в целом удовлетворительное, и мать довольна его аппетитом, вопросы питания редко становятся причиной обращения к врачу. В этом случае формирование пищевого поведения ребенка происходит стихийно и определяется принятыми семейными традициями и установками матери к приему пищи.
Решающая роль в формировании аппетита принадлежит центральной нервной системе. Раздражителями являются вид, вкус, запах, температура пищи, способ приготовления, время и место приема пищи. Отношение к этим факторам вырабатывается у ребенка с раннего детства на основе традиций питания в семье. На втором году жизни дети охотно имитируют поведение за столом родителей и других родственников. Существуют как позитивные традиции «пищевого стереотипа» конкретной семьи, такие как культура поведения за столом, разнообразное и полноценное (но не избыточное) питание, привычка принимать пищу в определенные часы, так и негативные – обильное и беспорядочное питание, склонность к высококалорийной и вредной пище, пристрастие к сладкому, которые передаются ребенку.
Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста появляются в силу дискоординации физиологических и психологических процессов в организме, с помощью которых возникает и утоляется чувство голода и наступает ощущение насыщения. Трудно накормить детей эмоциональных, впечатлительных, которых любое незначительное событие способно отвлечь от еды.
Помимо этого аппетит и пищевые предпочтения определяются и состоянием ЖКТ. При некоторых болезнях ЖКТ избирательность в еде и отказ от продуктов и блюд связаны с непроизвольным стремлением ребенка предохранить себя от неприятных болевых ощущений.
Возникшие нарушения пищевого поведения могут быть либо сглажены, либо многократно усилены отношением родителей к процессу кормления ребенка. Так, высокий уровень тревожности и эмоционального напряжения матери, излишняя фиксация на теме питания негативным образом влияют на пищевое поведение ребенка, закрепляя патологические привычки.
Родителям ребенка с «проблемным» аппетитом особенно важно придерживаться следующих рекомендаций:
· избегать перекусов: в случае необходимости ребенка можно перевести на дробный режим питания, который должен строго соблюдаться в течение дня;
· учитывать особенности нервной системы ребенка: необходимо заранее, до начала еды, дать возможность ему успокоиться, перейти к менее подвижным и эмоциональным занятиям, обеспечить спокойную обстановку во время приема пищи;
соблюдать ритуалы при подготовке к приему пищи: например, полезна совместная сервировка стола с использованием красивых салфеток, яркой детской посуды, интересно оформленных блюд;
соразмерять количество предлагаемой пищи с возрастом ребенка и его аппетитом;
не поощрять ребенка лакомствами, в противном случае они обретут в его глазах большую значимость, чем основные продукты питания;
следить за вкусовым разнообразием пищи;
при необходимости обеспечить адекватную замену продуктам и блюдам, от которых отказывается ребенок: в ситуации, когда ребенок не воспринимает тот или иной продукт, рекомендуется на время исключить его из питания, а затем предложить вновь. Иногда новое блюдо предлагают не менее 10-15 раз, пока малыш его не «распробует»;
не акцентировать чрезмерно внимание на процессе питания ребенка и проблеме избирательного аппетита, не обсуждать при нем эти темы.
Если вкусовые пристрастия ребенка четко определились, нет оснований категорически настаивать на продукте, от которого он упорно отказывается. В этом случае необходимо отвергаемый продукт заменить на другой, близкий по пищевой ценности, и желательно из той же пищевой группы (один вид мяса – на другой, один молочный продукт – на другой и т.д.). Например, 100 г говядины могут восполнить отсутствие такого же количества куриного мяса, 120 г трески, 130 г 18% творога. Альтернативой кефиру может стать йогурт, биолакт, сыр или творог. Яйцо по белковому компоненту заменяет 70 г детского творога или 35 г творога 18% жирности, 30 г говядины или трески, стакан молока. В случае негативного отношения к творогу следует увеличить в рационе количество мяса или рыбы.
У детей с нарушенным аппетитом необходимо учитывать их индивидуальные потребности и возможности широких колебаний аппетита.
Значительные отклонения в процессе питания ребенка с избирательным аппетитом влекут за собой нежелательные физические (биологические) и социальные (психологические) последствия. Дефицит пищевых веществ – как макро-, так и микронутриентов, может привести к снижению массо-ростовых показателей, эмоционального и мышечного тонуса, а также когнитивных функций.
Своевременное выявление первых искажений пищевого поведения позволит оказать комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на психическое здоровье детей раннего возраста, сохранить их физическую полноценность, функциональные резервы и защитные силы.
Питайтесь правильно и будьте здоровы!
17-10-2022, 21:13
Категория: [Информация] | Опубликовал: admin | Просмотров: 128 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.